Статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ допускает как получение образования в очной, очно-заочной или заочной форме, так и сочетание различных форм обучения. Пандемия COVID-19 внесла свои дополнения в области введения дистанционного обучения в соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования № 397 от 14 марта 2020 г. «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». Одновременно с переходом на дистанционное обучение было завершено формирование Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом профессиональных стандартов (ФГОС 3++), что привнесло дополнительную нагрузку на профессорско-преподавательский состав, поскольку требовалось организовать эффективное обучение по новым стандартам. К сожалению, в настоящее время до сих пор на сайте Портала федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [1] отсутствуют официально утвержденные проекты примерных образовательных программ по направлениям бакалавриата 19.00.00 «Промышленная экология и биотехнологии». При этом анализ ФГОС ВО бакалавриата по направлениям подготовки 19.03.02 «Продукты питания растительного происхождения» (утвержден Приказом Министерства высшего образования и науки РФ №1041 от 17 августа 2020 г.), 19.03.03 «Продукты питания животного происхождения» (утвержден Приказом Министерства высшего образования и науки РФ № 936 от 11 августа 2020 г.) и 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания» (утвержден Приказом Министерства высшего образования и науки РФ №1041 от 17 августа 2020 г.) свидетельствует о необходимости установления программами бакалавриата общепрофессиональной компетенции – ОПК-2 (Способен применять основные законы и методы исследований естественных наук для решения задач профессиональной деятельности) для категории общепрофессиональных компетенций в области естественно-научных принципов и методов. Реализация формирования данной компетенции и оценки приобретенных навыков на протяжении достаточно длительного периода времени осуществлялась в дистанционном режиме, что привносило свои затруднения и ограничения [2-4]. В то же время обучение в данном формате способствовало как со стороны профессорско-преподавательского состава, так и со стороны обучающихся формированию тайм-менеджмента (способности совмещения нескольких видов деятельности и оперативного переключения между ними), а также эффективному взаимодействию между участниками образовательного процесса при использовании электронных сервисов. В свете вышесказанного актуальной является проблема переноса элементов дистанционной формы обучения в очный формат, сохранения и адаптации наиболее успешных разработок методического характера.
Цель данного исследования: оценить возможность переноса элементов лекционных и лабораторных занятий при переходе от дистанционной к очной форме обучения для группы направлений бакалавриата 19.00.00 «Промышленная экология и биотехнология».
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- провести сравнительный анализ рабочих программ дисциплин экологической направленности для направлений подготовки 19.03.02, 19.03.03 и 19.03.04, реализуемых в Институте торговли и сферы услуг ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» и Институте агроэкологических технологий ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»;
- выявить элементы лекционных и лабораторно-практических занятий, которые могут быть реализованы в онлайн-формате при очной форме обучения.
Материалы и методы исследования. Анализ основных элементов занятий лекционного и лабораторно-практического типа, реализованных в дистанционной форме обучения, на предмет их адаптации к очной форме обучения.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведем сопоставление дисциплин экологической направленности для направлений подготовки 19.03.02, 19.03.03 и 19.03.04 (табл. 1).
Таблица 1
Анализ реализации дисциплин экологической направленности для групп направлений бакалавриата 19.00.00 «Промышленная экология и биотехнология»
Название дисциплины |
Экология и охрана окружающей среды |
Экология и здоровьесбережение на предприятиях индустрии питания |
Направление подготовки |
19.03.02 Продукты питания растительного происхождения 19.03.03 Продукты питания животного происхождения |
19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания |
Институт, реализующий дисциплину |
Институт агроэкологических технологий ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет» |
Институт торговли и сферы услуг ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» |
Трудоемкость дисциплины |
108 часов, контактная работа – 54 ч (лекции – 18 ч, практические занятия – 36 ч) |
144 часа, контактная работа – 54 ч (лекции – 18 ч, лабораторные занятия – 36 ч) |
Реализуемые компетенции |
ОПК-2. Способен применять основные законы и методы исследований естественных наук для решения задач профессиональной деятельности |
ОПК-2. Способен применять основные законы и методы исследований естественных наук для решения задач профессиональной деятельности. ОПК2-2.3. Выполняет трудовые действия с учетом их влияния на окружающую среду, не допуская возникновения экологической опасности |
Основные модули, заявленные в рабочих программах дисциплин |
Основы биоэкологии; социальные аспекты экологии, глобальные экологические проблемы; рациональное природопользование и охрана окружающей среды |
Фундаментальные основы экологии; глобальные проблемы биосферы; экологическая безопасность предприятий индустрии питания; здоровьесбережение на предприятиях индустрии питания |
Анализ рабочих программ дисциплин свидетельствует о совпадении 39% лекционного материала, рассматривающего в основном вопросы общей экологии, и частичном совпадении лабораторно-практических занятий, которые реализуются с использованием IT-технологий. Это свидетельствует о возможности унифицирования ряда элементов рабочих программ рассматриваемых направлений подготовки, что и было осуществлено при их реализации в дистанционном формате.
На рисунках 1 и 2 представлен вариант размещения материала по теме в курсе LMS Moodle. Каждая тема содержит: запись лекции, проведенной дистанционно (в формате гиперссылки), презентационного материала, ситуационной задачи (возможно в виде самостоятельной работы к лекционному материалу), заданий к практической/лабораторной работе и к самостоятельной работе (тест либо материалы для самостоятельной работы аналогично [5].
Рис. 1. Вариант размещения материала в курсе LMS Moodle ФГАОУ ВО «СФУ»
Рис. 2. Вариант размещения материала в курсе LMS Moodle ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ»
При разборе лекционного материала в дистанционном формате прослеживается две части: теоретическая, в рамках которой разбираются основные положения, и практическая, предусматривающая закрепление и активизацию теоретического материала. Следует согласиться с авторами [6], что при подборе и адаптации лекционного материала следует выстраивать его грамотно, при соблюдении логики изложения. Материал должен содержать необходимые определения, понятные и простые примеры, доказательства представленных фактов. Практическая часть (фактически контроль усвоения материала) должна, с нашей точки зрения, сохраниться и при переносе обучения в офлайн. При этом выполнение данной части можно оставить в онлайн-режиме, выделив последние 10 минут на работу студентов в ЭИОС, которая легко может осуществляться с помощью современных гаджетов (смартфонов, планшетов, ноутбуков). Отдельным вопросом является проблема подбора ситуационных задач и адаптирования их к преподаваемой дисциплине. В режиме онлайн наиболее оптимальным является использование следующих типов ситуационных задач: ситуация-проблема, в рамках которой предусматривается решение задач из реальной сферы профессиональной деятельности (базу таких задач можно формировать с использованием специальных форумов, например https://www.ecoindustry.ru/phorum.html, https://forum.integral.ru/); ситуация-оценка, включающая анализ поставленной проблемы и возможные пути ее решения [7]; кроме того, следует отметить возможность использования и других контрольно-измерительных материалов, примеры которых приведены в таблице 2.
Таблица 2
Примеры ситуационных задач по дисциплинам экологического направления
Тема лекции |
Пример КИМов |
Популяция и ее свойства. Сообщество и экосистема. Биогеохимические циклы |
Сочините дидактический синквейн на тему «Биосфера» |
Глобальные проблемы биосферы |
Ознакомьтесь с видео: https://www.bilibili.com/video/BV1Af4y197FB/ (Сюнъань, Хэбэй. Ссылку на видео прислалЧжэн Цзыпэн, студент гр. ЭУ20-05БТД). Опишите, какие виды загрязнения окружающей среды (в соответствии с рассмотренной классификацией) вы можете идентифицировать. Почему (поясните свой ответ)? |
Современные способы очистки газовых выбросов предприятий индустрии питания |
Проведите сравнительный анализ данных состояния атмосферного воздуха в городе Красноярске по данным двух сайтов: - http://www.krasecology.ru/ - https://www.iqair.com/ru/russia/krasnoyarsk-krai/krasnoyarsk. Проанализируйте уровень загрязнения атмосферы, отметьте общие черты и различия; предположите, с чем может быть связано различие в данных и их интерпретации, представленных на вышеуказанных сайтах |
Современные способы переработки и утилизации отходов пищевых предприятий |
Ознакомьтесь с видео: https://youtu.be/SQ8CvT25_Dg. Предложите схему комплексной переработки отходов, поступающих на утилизацию от пунктов общественного питания (ресторанов, кафе, столовых) |
Особенности состава и современные способы очистки сточных вод предприятий питания |
Адаптированная к предприятиям питания ситуация, изложенная в вопросе: https://forum.integral.ru/viewtopic.php?f=10&t=22693 |
Таким образом, формируется необходимая база КИМов, которая может быть использована как для контроля усвоения лекционного материала, так и для промежуточной аттестации по дисциплине (зачет, экзамен).
При выходе в офлайн-режим можно сохранить и выполнение ряда лабораторных/практических занятий по дисциплинам. Тем более, что при переходе в дистанционный режим обучения было осуществлено их усовершенствование с точки зрения методического обеспечения [8]. К таковым относится, в частности, лабораторное/практическое занятие, посвященное оценке уровня загрязнения атмосферного воздуха веществами, попадающими в окружающую среду в результате работы автотранспорта. Применение веб-камер для получения первичных данных по этой работе, как показал опрос среди студентов 2 курса направлений подготовки: 19.03.03 «Продукты питания животного происхождения», 19.03.02 «Продукты питания из растительного сырья», позволил реально оценить степень загруженности автотранспортом, загрязнения атмосферного воздуха оксидами углерода, азота и углеводородами как районов города Красноярска, так и тех территорий, в которых они проживают постоянно либо которые вызвали их интерес. Использование данного варианта выполнения лабораторной работы вместо старой версии – эксперимента, включающего экскурсионную составляющую и забор материала в реальных условиях, позволяет отрабатывать навыки выполнения анализа степени загрязнения атмосферного воздуха, визуализировать информацию, осуществлять дополнительный контроль качества усвоения материала.
Заключение. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс в связи с пандемией COVID-19 позволило повысить функциональность и качество материала, предъявляемого студентам учебных заведений высшего образования по программам бакалавриата. Поэтому необходимо проведение анализа подготовленного в рамках онлайн-обучения методического материала с целью адаптации и сохранения наиболее оригинальных находок в офлайн-обучении. Кроме того, следует задуматься о создании межвузовской базы методических материалов, содержащей наиболее интересные ситуационные задачи, разработки, применяемые при реализации лабораторно-практических занятий по соответствующим направлениям подготовки бакалавриата.
Библиографическая ссылка
Первышина Г.Г., Коротченко И.С., Кондратюк Т.А., Батанина Е.В. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА ОТ ДИСТАНЦИОННОГО К ОЧНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ФГОС 3++ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31675 (дата обращения: 13.06.2024).